Некоторые автомобилисты считают принудительное использование тахографов обычным вымогательством денег со стороны государства. Однако и в наиболее продвинутых странах Запада этот прибор является обязательной опцией во многих категориях грузовых авто. Благодаря тахографу удается не только предотвратить вольности отдельных водителей, но и уменьшить общие издержки компаний-перевозчиков, а также сократить аварийность на дорогах. Что такое тахограф, и каково его назначение в машине?
Основные функции тахографа
Разработка такого прибора, как тахограф, осуществлялась с целью снижения аварийных ситуаций на дорогах и сохранения жизней водителей и пешеходов. Чтобы добиться этих важных задач, было изобретено устройство, которое фиксирует основные параметры работы автоперевозчика. Прибор записывает и сохраняет такие данные, как:
скоростной режим автомобиля;
средняя скорость движения;
график работы водителя.
Существуют определенные нормативы, регламентирующие время работы водителя при перевозке пассажиров и грузов. Так при длительных междугородних перевозках время работы шофера-дальнобойщика ограничивается 10 ч. При ежедневных перевозках время снижается до 8 часов.
В нашей стране не так давно обязательное оснащение тахографами требовалось только для транспорта, который специализировался на международных перевозках. Однако с 2014 года платить штрафы за отсутствие контролирующего устройства стали и владельцы автомобилей весом более 3,5 т (междугородние перевозки), а также хозяева грузовиков весом более 12 т. Таким образом, теперь вряд ли кому придется задавать вопрос, а нужен ли тахограф частнику.
На первый взгляд использование тахографов должно привести к снижению эффективности каждой транспортной единицы. Ведь при соблюдении скоростного режима и большом времени для отдыха водителя преодолевать расстояния получится значительно медленнее. Однако достаточно попасть машине в ДТП с дорогостоящим грузом, чтобы понять значимость тахографа. Особенно когда дело касается жизни людей.
Современные приборы оснащены специальным накопителем информации, который шифрует полученные данные. Поэтому повлиять каким-либо образом на его работу обычному водителю не удастся. Зато владелец транспортного средства сможет досконально изучить весь маршрут движения авто и проверить выполнение всех нормативных требований.
Устройство и разновидности тахографов
Прибор для контроля режима работы транспортного средства представляет собой небольшой блок, напоминающий по внешнему виду привычную магнитолу. Некоторые модели имеют круглую форму, аналогично спидометрам автомобилей.
Основными узлами тахографа являются:
дисплей и панель управления;
датчик движения;
считывающее устройство;
печатающее устройство;
GPRS модем;
криптографический блок (СКЗИ) с приемником сигналов ГЛОНАСС.
Контролирующее устройство работает от бортовой сети автомобиля, включаясь автоматически в момент запуска двигателя.